Колись давно, ще школяркою, я прочитала цю книгу в "Роман-газеті". Пам'ятала частину сюжету й непередаване захоплення, отримане від прочитання книги! Назва та прізвище автора якось і чомусь стерлися з пам'яті. Але враження, розуміння сутності радянщини й глибокі мудрі думки, отримані від роману, досі раз-по-раз згадувалися мені за різних обставин. Зрештою, оголосила книгу в розшук на ФБ, де мені швиденько підказали, що це і чиє це...
Сказати, що я потонула в книзі, - нічого не сказати. Здавалося, що я повернулася до затишної сонячної кімнати в батьківському домі. Емоційна пам'ять - то сильна штука, скажу я вам)) Випливли на поверхню й відчуття, з якими я тоді сприймала прочитане. Але разом із тим багато чого сприймалося інакше, глибше, сильніше, бо ж за плечима вже є життєвий досвід.
Якщо коротко, то книга про брехню. Про брехню і на найвищому рівні, й на побутовому. Про правду й силу окремо взятої людини, про мужність протистояти системі, не здатися, не принизити себе у власних очах (це ж важливіше за осуд суспільства, чи не так?). Про любов і вірність. І про картоплю, так-так, про картопельку))
п.с. Краще за будь-який відгук чи рецензію про книгу можуть розповісти цитати. А цю книгу і хочеться, й треба цитувати.
***
Добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под величайшее
добро. …Светлое мужество говорит: какое я светлое, на мне много темных
пятен. А темное кричит: я все из серебра и солнечных лучей, враг тот,
кто заподозрит во мне изъян.
Добро застенчиво и оно часто маскируется под малое зла, или подо что-то нейтральное.. Добру тягостно слушать когда его благодарят. Зло же обязательно дает доброе обоснование своих пакостей.
Инакомыслящих уничтожать нельзя – они, как совесть, нужны тебе же!
Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете! Добро хочет уберечь кого — то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, а зло чужому страданию. Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих.
Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты — подлец или герой. А всё потому, что твоя жизнь так складывается — не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода — вперёд или назад.
— Почему многие добрые люди не видят своих качеств?
— Добро — это страдание. Сие, обличённые в белые одежды, — они от страдания. А когда страдаешь, тут не до анализа своих качеств. Страдающего не тянет к зеркалу.
Ночь должна быть убежищем не только злу, но и добру. Член уравнения, перенесённый на другую сторону, меняет свой знак на противоположный.
Если к тебе в кастрюлю забралась кошка, а ты её бъешь, то не можешь ты быть ни начальником, ни судьёй. Но это еще не зло. Это нервы. Зло — это когда кошку сразу в мешок.
Доброго человека не заставишь быть плохим. Страх наказания и нравственные чувства — разные вещи. Страх — это область физиологии, а трусость — область нравственности.
Добродетель не должна путаться в ногах судьбы, когда судьба вершит великий закон справедливости.
Мир нам дан такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить. А счастья в нем нет. Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли. Счастье - в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких... Прольешь кровь, переплывешь моря страданий... Вылезешь на берег еле живым.. Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем. Будет стелиться перед тобой. И никогда не надоест.
"В природе равенства нет. Равенство придумано человеком, это одно из величайших заблуждений, породивших уйму страданий… Идея равенства позволяет бездарному жить за счет одаренного, эксплуатировать его… Иван Ильич признавал только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности. Всем дана возможность трудиться. Создавай, что можешь создать, созданное бери себе, заплати все долги и остатком распоряжайся по своему усмотрению. Можешь раздать. Но к чужому руку не протягивай."
- Измена - выдуманное слово, -- сказал он с кривоватой тоскливой ужимкой. - Измены в любви не может быть. Любовь имеет начало и конец. Когда конец наступил и любви не стало, не все ли равно, куда пойдет, что будет делать тот, кто не любит. Кроме того, любовь неповторима. Со мной ты одна, а с другим будешь другая. Измена была бы, если бы можно было повторить одну и ту же любовь, но с другим человеком. То, что было мое, останется со мной и не повторится. Со мной ты трогательно чиста.
— Так как же у вас все-таки обстоит с верой? — спросил Стригалев, глядя в свой стакан.
— Есть, Иван Ильич, три вида отношения к будущему и к настоящему, — с такой же серьезностью сказал Федор Иванович, выставляя вперед три пальца. — Первое — знание, — он загнул первый палец, — основывается на достаточных и достоверных данных. Второе — надежда. Основывается тоже на достоверных данных. Но недостаточных. Наконец, третье, что нас сейчас интересует — вера. Это отношение, которое основывается на данных недостаточных и недостоверных. Вера по своему смыслу исключает себя.
"Тому, кто прав, нет нужды бить себя кулаком в грудь. У него есть простые доказательства."
Добро застенчиво и оно часто маскируется под малое зла, или подо что-то нейтральное.. Добру тягостно слушать когда его благодарят. Зло же обязательно дает доброе обоснование своих пакостей.
Инакомыслящих уничтожать нельзя – они, как совесть, нужны тебе же!
Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете! Добро хочет уберечь кого — то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, а зло чужому страданию. Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих.
Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты — подлец или герой. А всё потому, что твоя жизнь так складывается — не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода — вперёд или назад.
— Почему многие добрые люди не видят своих качеств?
— Добро — это страдание. Сие, обличённые в белые одежды, — они от страдания. А когда страдаешь, тут не до анализа своих качеств. Страдающего не тянет к зеркалу.
Ночь должна быть убежищем не только злу, но и добру. Член уравнения, перенесённый на другую сторону, меняет свой знак на противоположный.
Если к тебе в кастрюлю забралась кошка, а ты её бъешь, то не можешь ты быть ни начальником, ни судьёй. Но это еще не зло. Это нервы. Зло — это когда кошку сразу в мешок.
Доброго человека не заставишь быть плохим. Страх наказания и нравственные чувства — разные вещи. Страх — это область физиологии, а трусость — область нравственности.
Добродетель не должна путаться в ногах судьбы, когда судьба вершит великий закон справедливости.
Мир нам дан такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить. А счастья в нем нет. Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли. Счастье - в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких... Прольешь кровь, переплывешь моря страданий... Вылезешь на берег еле живым.. Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем. Будет стелиться перед тобой. И никогда не надоест.
"В природе равенства нет. Равенство придумано человеком, это одно из величайших заблуждений, породивших уйму страданий… Идея равенства позволяет бездарному жить за счет одаренного, эксплуатировать его… Иван Ильич признавал только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности. Всем дана возможность трудиться. Создавай, что можешь создать, созданное бери себе, заплати все долги и остатком распоряжайся по своему усмотрению. Можешь раздать. Но к чужому руку не протягивай."
- Измена - выдуманное слово, -- сказал он с кривоватой тоскливой ужимкой. - Измены в любви не может быть. Любовь имеет начало и конец. Когда конец наступил и любви не стало, не все ли равно, куда пойдет, что будет делать тот, кто не любит. Кроме того, любовь неповторима. Со мной ты одна, а с другим будешь другая. Измена была бы, если бы можно было повторить одну и ту же любовь, но с другим человеком. То, что было мое, останется со мной и не повторится. Со мной ты трогательно чиста.
— Так как же у вас все-таки обстоит с верой? — спросил Стригалев, глядя в свой стакан.
— Есть, Иван Ильич, три вида отношения к будущему и к настоящему, — с такой же серьезностью сказал Федор Иванович, выставляя вперед три пальца. — Первое — знание, — он загнул первый палец, — основывается на достаточных и достоверных данных. Второе — надежда. Основывается тоже на достоверных данных. Но недостаточных. Наконец, третье, что нас сейчас интересует — вера. Это отношение, которое основывается на данных недостаточных и недостоверных. Вера по своему смыслу исключает себя.
"Тому, кто прав, нет нужды бить себя кулаком в грудь. У него есть простые доказательства."
Владимир Дудинцев "Белые одежды" (с)
Немає коментарів:
Дописати коментар